закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Газета "Свободный взгляд": Взаимоотношения с коллегами в Магасе хорошие

Эксклюзивное интервью министра Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений Аслана Аркадьевича Цуциева для газеты «Свободный взгляд»

 

— Аслан Аркадьевич, общественность республики волнует усилившаяся агрессивная информационная кампания, которую ведут определенные блогеры, общественные деятели, чиновники и журналисты Республики Ингушетия вокруг статуса Пригородного района Северной Осетии. По-прежнему звучат призывы вернуть территорию части Пригородного района в состав Ингушетии, от официальных властей РИ требуют пересмотреть административные границы с Северной Осетией.

Какие меры принимает вверенное вам министерство для деэскалации формирующейся определенными силами конфликтной ситуации в информационной и общественно-политической плоскости?

— Действительно, информационный шум вокруг Пригородного района РСО-Алании в последнее время большой. Он, несомненно, инспирируется определенными силами из Ингушетии. Причина этой информационной кампании – в той внутриполитической обстановке, которая складывается в соседней республике. Там идет практически открытая борьба за власть, в которую вовлечены религиозные лидеры, ряд общественных организаций, представители диаспоры и столичных ингушских землячеств, бизнесмены, журналисты… Ряд «оппозиционеров» — это совершенно одиозные персонажи. Они позволяют себе провокационные и экстремистские призывы, популистскую демагогию, пытаясь заработать себе политические баллы. В действительности, их мало волнует жизнь Пригородного района. Их задача – отставка Юнус-Бека Евкурова. Официальные лица Ингушетии, не отказываясь от известных территориальных претензий к Северной Осетии, гораздо сдержаннее сегодня в своих заявлениях и риторике в целом, чем, скажем, представители «Совета тейпов ингушского народа», «Ингушского комитета национального единства» или «Духовного центра мусульман Ингушетии». Мы внимательно следим за ситуацией у соседей, за выступлениями и публикациями в СМИ и соцсетях. Миннац информирует о ситуации соответствующие силовые и правоохранительные структуры. Подробности я бы хотел опустить — есть часть нашей работы, которая не терпит шума.

— На ваш взгляд, как предотвратить создающуюся кризисную ситуацию в отношениях между Владикавказом и Магасом, требования о размежевании и перекройке административных границ не прекращаются в Магасе, и основаны на печально известной 11 статье Конституции РИ? Изменить Конституцию РИ Северная Осетия не может, но как могут правительство и Парламент республики ответить на этот спорный и опасный призыв? Может, стоит внести в Конституцию РСО-А поправки?

— Никаких поправок в Конституцию Северной Осетии-Алании вносить не надо. Там все четко и предельно однозначно сформулировано. Статья 9 провозглашает: «Территория Республики Северная Осетия-Алания едина и неделима. Действия, направленные на отторжение территории Северной Осетии, недопустимы и преследуются по закону».

У Республики Ингушетия есть территориальные претензии к Северной Осетии. Это факт. Эти претензии Северной Осетией не признаются. Это тоже факт. Любые спорные вопросы должны решаться исключительно в правовом поле. В правовом поле российской государственности.

Напомню, что Конституционный суд Российской Федерации дважды рассматривал вопросы, связанные с существующей административной границей РСО-А и РИ. Впервые — в 1993 году рассматривалось ходатайство Президента Ингушской республики Р.С. Аушева, в котором была выражена претензия к законности актов, определяющих ныне существующую административную границу двух республик. Решением КС РФ от 16 сентября 1993 года № 73-Р в ходатайстве рассмотреть этот вопрос Конституционным судом было отказано. Второй раз данная проблема поднималась в 2005 году по запросу Парламента Республики Северная Осетия-Алания. Речь в запросе шла о проверке соответствия положений статей 3 и 6 Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» Конституции Российской Федерации. Определением КС РФ от 1 декабря 2005 года № 365-О конституционность Закона была подтверждена. Вместе с тем, в Определении указано, что «положения Закона… не могут толковаться как допускающие возможность решения территориальных вопросов, изменения границ между субъектами Российской Федерации в одностороннем порядке». Таким образом, КС РФ закрепляет норму, по которой без согласия РСО-А статьи о территориальной реабилитации Закона «О реабилитации репрессированных народов», касающиеся нынешней территории РСО-А, не могут быть выполнены.

Другой путь, попытка силового решения – путь преступный. Это дорога к новому кровопролитию, к новой трагедии. Отмечу, что около 25 тысяч ингушей, проживающих сегодня в Пригородном районе, прекрасно осознают, что в случае нового конфликта они окажутся в самом его пекле. Поэтому среди них меньше всего популяры лозунги: «Вернем Пригородный район любой ценой». Они знают эту цену. Я много раз слышал от этих людей: «Дали бы нам спокойно жить. Больше всего о нас «переживают» те, кто никогда здесь не жил и даже не был».

— Какими соглашениями регулируются взаимоотношения между республиками РСО-А и РИ, напомните, пожалуйста, нашим читателям. И хотелось бы услышать о том, как выстраиваются ваши взаимоотношения с коллегами в Магасе?

— Стандартными межреспубликанскими соглашениями о сотрудничестве, которые имеются со всеми субъектами СКФО. У нашего министерства тоже есть соглашения со всеми коллегами по округу, в том числе и с Миннацем Ингушетии. Знаю, что у Пригородного района РСО-Алании есть соглашение о сотрудничестве с соседним Назрановским районом РИ. Взаимоотношения с коллегами в Магасе хорошие, деловые. Мы часто общаемся, регулярно видимся. Муслим Яндиев, возглавляющий сейчас Миннац Ингушетии, уроженец с. Дачное, учился в Осетии, имеет здесь много друзей и родственников, так что многие проблемы ему хорошо знакомы.

— Резонансными стали высказывания министра по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ Муслима Яндиева о договоренностях с муфтием Северной Осетии Хаджи-Умаром Гацаловым и главой поселений Дачное и Куртат Ибрагимом Хадзиевым о закладке сквера, символизирующего дружбу между ингушами и осетинами? Я и многие мои коллеги усматриваем в этих заявлениях официального лица соседнего субъекта федерации факт вмешательства во внутриполитическую ситуацию в Северной Осетии. Можете ли вы подтвердить, что Яндиев ввел вас в курс таких планов, в числе силе по созданию совета по молодежи, и если вы знаете о таких договоренностях, то почему информация не представлена республиканским Миннацем в СМИ, почему Северная Осетия узнает о таких договоренностях из комментария пресс-секретаря Министерства РИ агентству ТАСС? Не считаете ли вы, что ваши ингушские коллеги превышают свои полномочия? Почему такая практика стала допустимой? Что, в таком случае, мешает североосетинским министрам совместно с осетинским населением селения Лаба отстоять православные храмы в КЧР?

— Эти вопросы вытекают из того, что информация изначально была озвучена некорректно. Изначально на ингушских пабликах, а затем и в осетинских медиа ресурсах. Визит моего коллеги Муслима Яндиева был согласован и с руководством района, и с нашим министерством. Целью визита была встреча с ингушским населением Дачного и Куртата, раздача продуктов питания пожилым людям, пережившим депортацию 1944 года. На встречу был приглашен муфтий нашей республики Хаджи- Мурат Гацалов. Сквер, о котором вы спрашиваете, уже высажен жителями названных населенных пунктов. Около 200 плодовых деревьев и кленов посажено совместно проживающими в Дачном и Куртате осетинами, ингушами, представителями других национальностей. К весне там будет установлена детская площадка, которая уже закуплена Куртатской администрацией.

Относительно молодежных советов. Речь идет о создании небольших мобильных групп из авторитетных представителей молодежи разных национальностей, проживающих в этих селах, для оперативного реагирования на возникающие бытовые конфликты, для недопущения их перерастания в межнациональную плоскость. Подчеркну, речь идет исключительно о гражданах нашей республики, жителях сел Пригородного района с осетинским и ингушским населением. По-моему, гораздо лучше, когда соседи, односельчане сами спокойно и быстро «разруливают» назревающий на улице спор или конфликт, чем дожидаться его эскалации и приезда силовиков. Никакого внешнего вмешательства во внутриполитическую ситуацию в нашей республике допущено не будет.

— В селении Чермен не решены земельные вопросы вокруг бывших колхозных полей между осетинским и ингушским населением. Земли взяты в аренду на 45 лет несколькими ингушскими и осетинскими бизнесменами, крестьяне лишены возможности обрабатывать поля, что, по словам местных жителей, создает дополнительную социальную и межнациональную напряженность в отношениях. Насколько глубоко погружена действующая власть в эти проблемы и как планируете их решать?

— Вопрос не совсем по адресу. По поводу аренды земли нужно спрашивать в Министерстве государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания или у руководства Пригородного района. Говоря о селении Чермен, я хотел бы сказать о другой проблеме. Значительная часть жителей села, лишившаяся имущества в результате конфликта 1992 года, до сегодняшнего дня не получила положенных денежных компенсаций. Какие-то пройдохи, работавшие тогда в Миграционной службе РФ по РСО-Алания, подделали подписи в ведомостях и присвоили себе чужие средства. Речь идет о миллионах. В октябре 2007 года было возбуждено уголовное дело. В рамках расследования около 250 жителей Чермена были признаны потерпевшими, факт подделки подписей был доказан. Однако преступники остались «неустановленными лицами», само дело из-за истечения сроков давности неоднократно закрывалось. Потом снова открывалось. Только в 2018 году это происходило дважды. Я понимаю, что есть срок давности, и сегодня уже никого осудить не удастся. Но почему обманутые люди не могут добиться получения положенных им компенсаций?

— Есть ли у правительства Северной Осетии, в частности у Министерства по вопросам национальных отношений, программы поддержки приграничных и отдаленных районов, например Моздокского района, можете ли привести официальную численность населения. Чем объяснится отток осетиноязычного населения из этого района или вы не видите опасности в таких процессах?

— Моздокскому району руководством республики уделяется особое внимание. Есть Программа социально-экономического развития Моздокского района, в соответствии с которой реализуется целый ряд важных мероприятий. В первую очередь это строительство большого количества различных объектов. Это и дорожная сеть, и образовательные учреждения, и объекты культуры. Сейчас ведется согласование проекта автодороги Владикавказ-Моздок, которая целиком пройдет по территории нашей республики. Эта дорога – старая мечта моздокчан. Уже в этом году она начнет реализовываться. Без сомнения, эта дорога станет историческим событием для района и республики в целом. А отток населения — проблема, скорее социально-экономическая, чем национальная. Необходимо создавать новые рабочие места, планомерно повышать уровень жизни людей. Тогда не будет оттока ни русского, ни украинского, ни осетинского населения. Кстати, по переписи населения РФ 2002 г. осетин в Моздокском районе проживало 10,1%, а по переписи 2010 года – 10%. Сокращение осетинского населения составило за этот период всего одну десятую процента или около 500 человек. В 1989 году, когда проводилась последняя перепись населения СССР, в Моздокском районе проживало около 6900 осетин, что составляло 8,9 %. Это объективная статистика. Конечно, проблемы есть. Так, в Моздокском районе существует нехватка учителей осетинского языка и литературы. Мы с республиканским Министерством образования и науки ищем решение этой проблемы. Скорее всего, это будет финансовая поддержка молодых педагогов, помощь в решении жилищного вопроса.

— Как проходит процесс урегулирования вопроса вокруг Аланских православных храмов в КЧР — разногласия между властью и осетинский общиной урегулированы? Если да, то на каких условиях? Если нет, то каким видите выход из ситуации, не оказывается ли осетинское население, проживающие в с. Лаба в ущемленном положении?

— Ни о каком ущемлении осетин в КЧР речи быть не может. Сейчас мы с коллегами готовим визит Главы Республики В.З. Битарова в с. Лаба, где планируется его встреча с Главой Карачаево-Черкессии Р.Б. Темрезовым. Оба руководителя республик в курсе ситуации.

Беседовала Жанна Тарханова

http://free-view.org/…/vzaimootnosheniya-s-kollegami-v-mag…/

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    04.02.2019, 10:05

Мероприятия

Архив
Аслан Цуциев
Аслан ЦуциевМинистр Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений
Этнолагерь позволяет установить духовную близость со своей Родиной, дает возможность наладить дружеские контакты. Как показывает практика, участники предыдущих сезонов поддерживают связь на расстоянии, общаются и организуют общие встречи

читать дальше

Объявления

Архив

Мы в соцмедиа