закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Нации и школы

«Национальные школы в Северной Осетии второй половины XIX — начала XX века» — монография с таким названием увидела свет в издательстве «Ир» под грифом Министерства РСО-Алания по вопросам национальных отношений и республиканского Института истории и археологии. Автор Лана Хубаева подготовила актуальное и основательное исследование, представляющее интерес как для учёных, преподавателей, так и широкого круга читателей. Дело здесь в том, что диаспорные группы армян, евреев, персов, немцев, греков, поляков, ассирийцев благодаря образовательной деятельности школы не только реализовывали этнокультурные функции (сам по себе механизм этого процесса уже заслуживает внимания), но и, являясь важным звеном культурной самозащиты, вносили неоценимый вклад в становление и развитие республики. 

При всём этом актуальная тема до сих пор не удостаивалась в научном мире пристального внимания с привлечением большого количества архивных документов. Ещё меньшее количество исследователей рассматривало данную тему через призму обучения детей основам культуры своего народа в контексте общения с другими национальными сообществами. Л. Хубаева акцентирует внимание как раз на данном аспекте, отмечая, что диаспорные группы изначально не замыкались в рамках «национального эгоизма», знакомясь с образом жизни, культурой, нравами, привычками других народов. Не надо забывать и то, что в означенный период перед руководством Российской империи стояла задача скорейшего мирного освоения края, и именно школа способствовала интеграции коренных и иммигрантских групп в огромную страну.

Интересных фактов здесь очень много, вот хотя бы таких: «На время открытия первых национальных школ в Осетии процент образованных людей в составе каждой диаспоры был достаточно высоким, так что с выбором учителей обычно не возникало больших проблем». Эти люди и были неотъемлемой частью интеллигенции республики, носителем передовых идей, и многие из них достойны того, чтобы больше знать об их подвижнической деятельности. Возможно, найдутся исследователи, готовые взять на себя труд создания «полотна из персоналий». Пока же мы имеем добротную монографию, в которой достаточно полно отражены общие принципы создания сети школ, накопления опыта изучения национальных языков в духовных и светских учебных заведениях. 

Основополагающий вывод автора отражает и исторический контекст, связанный со сменой государственных и политико-идеологическими формаций: «Создание национальной системы начального образования в Осетии, хотя и противоречило главной установке имперской национальной политики, но всё же время от времени становилось принципиально возможным. При этом имперская политика русификации воплощалась не в запрете на родной язык, национальную культуру и традиционную конфессию, а в отсутствии у них государственного статуса. Национальные языки использовались обычно при первоначальном обучении детей, не знакомых с русским языком». С тех пор мало что изменилось — современное федеральное законодательство государственного статуса национальные языки не лишает, но и обязательным к изучению в школах оставляет единственно только государствообразующий русский язык. 

Обратимся опять к свидетельствам о прошлом, отражённым в монографии: «Число родных языков, изучавшихся в школах РСФСР, постоянно сокращалось. Достаточно сказать, что с середины 1930-х до середины 1980-х гг. число изучаемых родных языков снизилось со 104 до 44. Если к 30-м гг. обучение было организовано на 48 языках коренных национальностей, то во второй половине 80-х гг. преподавание — как правило, в начальной школе — велось на 18 языках. Национальным культурам и языкам была отведена факультативная, самодеятельная роль».

Вслед за автором подтвердим, что рассматриваемый период истории позволяет восстановить объективную преемственность становления и развития школы, нацеленной на воспроизводство и развитие культур народов в условиях реализации современной концепции образования в целом по стране и республике в частности. 

 

Тамерлан Техов (Tamerlan Tehov)

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    21.10.2019, 09:45

Мероприятия

Архив
Аслан Цуциев
Аслан ЦуциевМинистр Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений
Зæрдиаг арфæ уын кæнæм нæ уимæйаг Джеоргуыбайы бæрæгбоны фæдыл! Æнæниз, æнæмаст æмæ æнæфыдбылыз куыд уой æппæт Ирыстоны адæм дæр. Сыгъзæрин Уастырджи нын кæддæриддæр æххуысгæнæг уæд!

читать дальше

Объявления

Архив

Мы в соцмедиа